ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
29 декабря 2021 г. № 773
О Программе патриотического воспитания населения Республики Беларусь на 2022–2025 годы
Изменения и дополнения:
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 28 марта 2022 г. № 181 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 01.04.2022, 5/50071) <C22200181>
Совет Министров Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить:
Программу патриотического воспитания населения Республики Беларусь на 2022–2025 годы (далее – Программа) (прилагается);
Положение о Республиканском межведомственном координационном совете по патриотическому воспитанию населения Республики Беларусь (прилагается).
2. Создать Республиканский межведомственный координационный совет по патриотическому воспитанию населения Республики Беларусь в составе согласно приложению.
3. Республиканским органам государственного управления и иным государственным организациям, подчиненным Совету Министров Республики Беларусь, облисполкомам, Минскому горисполкому:
принять меры по реализации Программы;
ежегодно разрабатывать и утверждать планы мероприятий по реализации Программы;
до 25 января года, следующего за отчетным, представлять в Министерство образования информацию о ходе реализации и результатах выполнения Программы.
4. Министерству образования ежегодно до 20 февраля года, следующего за отчетным, представлять в Администрацию Президента Республики Беларусь и Совет Министров Республики Беларусь информацию о ходе реализации и результатах выполнения Программы.
5. Возложить персональную ответственность за своевременную и качественную реализацию Программы на руководителей государственных органов и иных организаций, являющихся исполнителями Программы.
6. Настоящее постановление вступает в силу после его официального опубликования.
Приложение к постановлению Совета Министров Республики Беларусь 29.12.2021 № 773 |
СОСТАВ
Республиканского межведомственного координационного совета по патриотическому воспитанию населения Республики Беларусь
Луцкий Игорь Владимирович | – | Заместитель Главы Администрации Президента Республики Беларусь (председатель межведомственного координационного совета)* |
Иванец Андрей Иванович | – | Министр образования (заместитель председателя межведомственного координационного совета) |
Амбразевич Юрий Георгиевич | – | заместитель Министра иностранных дел |
Огородников Александр Сергеевич | – | заместитель Министра промышленности |
Кадлубай Александр Владимирович | – | заместитель Министра образования |
Марзалюк Игорь Александрович | – | председатель Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь по образованию, культуре и науке (заместитель председателя межведомственного координационного совета)* |
Бондарь Юрий Павлович | – | ректор государственного учреждения образования «Республиканский институт высшей школы» (секретарь межведомственного координационного совета) |
Бобриков Сергей Валентинович | – | председатель Республиканского совета общественного объединения «Белорусский союз офицеров»* |
Богдан Елена Леонидовна | – | председатель общественного объединения «Белорусский союз женщин»* |
Борисюк Геннадий Иосифович | – | заместитель председателя Брестского облисполкома |
Брыло Игорь Вячеславович | – | Министр сельского хозяйства и продовольствия |
Гайдукевич Валерий Владимирович | – | председатель общественного объединения «Белорусский союз ветеранов войны в Афганистане»* |
Гигин Вадим Францевич | – | председатель правления республиканского государственно-общественного объединения «Белорусское общество «Знание»* |
Гончарова Александра Владимировна | – | председатель Центрального совета общественного объединения «Белорусская республиканская пионерская организация»* |
Гордейчик Иван Аркадьевич | – | председатель Белорусского общественного объединения ветеранов* |
Гусаков Владимир Григорьевич | – | Председатель Президиума Национальной академии наук Беларуси* |
Давыдько Геннадий Брониславович | – | председатель республиканского общественного объединения «Белая Русь»* |
Довнар Тамара Ивановна | – | председатель Республиканской ассоциации членов семей военнослужащих, погибших в Афганистане, «Память и долг»* |
Дубина Сергей Станиславович | – | заместитель Министра транспорта и коммуникаций |
Жук Дмитрий Александрович | – | директор – главный редактор учреждения Администрации Президента Республики Беларусь «Издательский дом «Беларусь сегодня»* |
Карпенков Николай Николаевич | – | заместитель Министра внутренних дел – командующий внутренними войсками |
Ковальчук Сергей Михайлович | – | Министр спорта и туризма |
Костевич Ирина Анатольевна | – | Министр труда и социальной защиты |
Костюков Игорь Анатольевич | – | первый заместитель Министра архитектуры и строительства |
Кривошеев Андрей Евгеньевич | – | председатель правления общественного объединения «Белорусский союз журналистов»* |
Кроткова Елена Николаевна | – | первый заместитель Министра здравоохранения |
Лаппо Анатолий Петрович | – | Председатель Государственного пограничного комитета |
Лискович Виктор Андреевич | – | председатель Постоянной комиссии Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь по образованию, науке, культуре и социальному развитию* |
Лугина Татьяна Алексеевна | – | председатель Белорусского государственного концерна по производству и реализации товаров легкой промышленности |
Лукьянов Александр Сергеевич | – | первый секретарь Центрального комитета общественного объединения «Белорусский республиканский союз молодежи»* |
Макаров Олег Сергеевич | – | директор Белорусского института стратегических исследований |
Малашко Валерий Анатольевич | – | заместитель председателя Могилевского облисполкома |
Маркевич Анатолий Мечиславович | – | Министр культуры |
Маркевич Иван Станиславович | – | заместитель председателя Минского облисполкома |
Мысливец Николай Леонтьевич | – | директор государственного научного учреждения «Институт социологии Национальной академии наук Беларуси»* |
Пенин Владимир Петрович | – | заместитель председателя Витебского облисполкома |
Перцов Владимир Борисович | – | Министр информации |
Петкевич Иосиф Евстафьевич | – | начальник управления образования и социально-культурной сферы Аппарата Совета Министров Республики Беларусь |
Поздняков Владимир Михайлович | – | заместитель Председателя Федерации профсоюзов Беларуси |
Пранюк Виктор Францевич | – | заместитель председателя Гродненского облисполкома |
Привалов Владимир Александрович | – | заместитель председателя Гомельского облисполкома |
Реентович Сергей Викторович | – | заместитель Министра энергетики |
Румак Александр Алексеевич | – | Уполномоченный по делам религий и национальностей |
Синявский Вадим Иванович | – | Министр по чрезвычайным ситуациям |
Тертель Иван Станиславович | – | Председатель Комитета государственной безопасности |
Ткач Павел Николаевич | – | первый заместитель Министра связи и информатизации |
Трубило Геннадий Алексеевич | – | первый заместитель Министра жилищно-коммунального хозяйства |
Харута Анна Валентиновна | – | заместитель председателя республиканского общественного объединения «Патриоты Беларуси»* |
Хренин Виктор Геннадьевич | – | Министр обороны |
Цуран Артем Николаевич | – | заместитель председателя Минского горисполкома |
Чигринова Галина Николаевна | – | председатель Республиканского комитета Белорусской общественной организации солдатских матерей* |
Шендик Татьяна Александровна | – | начальник главного управления информационной политики и общественного развития Администрации Президента Республики Беларусь* |
Шпаковский Александр Павлович | – | директор информационно-просветительского учреждения «Актуальная концепция»* |
______________________________
* С его (ее) согласия.
УТВЕРЖДЕНО Постановление Совета Министров Республики Беларусь 29.12.2021 № 773 |
ПРОГРАММА
патриотического воспитания населения Республики Беларусь на 2022–2025 годы
ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Актуальность разработки Программы обусловлена геополитическими вызовами, необходимостью своевременного укрепления государственного суверенитета и национальной безопасности Республики Беларусь посредством консолидации общества и обеспечения народного единства.
Строительство и укрепление независимого белорусского государства, обеспечение дальнейшей консолидации белорусского общества требуют выработки целостной системы патриотического воспитания, которая должна основываться на историческом опыте белорусской нации, духовных и моральных традициях, ценностных убеждениях и ориентирах, составляющих основу менталитета белорусов, таких базовых принципах современного этапа государственного строительства Беларуси, как «Единство. Развитие. Независимость».
Для целей настоящей Программы используются следующие термины и их определения:
патриот – человек, который осознанно соотносит свою деятельность с интересами страны, идентифицирует себя и свое будущее с народом, историей, культурой и готов стоять на защите интересов Отечества;
патриотизм – духовное достояние личности, характеризующее высший уровень ее развития, осознанная повседневная деятельность гражданина во благо Родины, народа, государства;
патриотическое воспитание – процесс, основывающийся на патриотических ценностях, которые направлены на установление и укрепление начал общности и консолидации, осознание единства общественных и государственных интересов.
Патриотические ценности:
Родина (место рождения человека, страна, в которой он родился, культурно-историческая среда, созданная предками);
Отечество (страна, государство, с которым личность связана системой отношений, регламентированных правами и обязанностями);
семья, преемственность поколений, нация;
государственность, государственный суверенитет Республики Беларусь;
государственная символика Республики Беларусь (флаг, герб, гимн);
историческая память, национально-культурная идентичность;
национальная культура.
Патриотические ценностные ориентации, формируемые у населения:
любовь к Родине, малой родине, уважение и защита Отечества, знание национальной (отечественной) истории;
уважительное отношение к старшим, забота о младших и ответственность за них;
служение народу;
единство современной белорусской нации, понимание национальной идеи как мировоззренческой основы консолидации белорусского общества;
знание исторических форм государственности на территории Беларуси и национальной белорусской государственности, готовность к защите и укреплению государственного суверенитета Республики Беларусь;
уважительное отношение к представителям различных конфессий, национальностей, социальных групп;
знание и уважение наиболее значимых достижений и традиций национальной культуры.
Патриотическое воспитание населения обеспечивается системой целенаправленных мер мировоззренческого, идеологического, правового, политического, информационного и организационного характера, подкрепленных конкретными мероприятиями.
Особая роль в воспитании патриотизма отводится семье, где оно основывается на духовной связи между поколениями, включает в себя формирование патриотических чувств и патриотического поведения. Семейное патриотическое воспитание должно быть целенаправленным, последовательным, своевременным и продолжаться на всех этапах становления высоконравственной, гармонично развитой личности, у которой сформировано чувство ответственности за судьбу страны и которая способна на сопереживание, милосердие, самопожертвование.
Программа ориентирована на представителей всех слоев белорусского общества и возрастных групп населения Республики Беларусь.
Программа согласуется с решениями VI Всебелорусского народного собрания, актами законодательства, ориентированными на среднесрочную и долгосрочную перспективу.
ГЛАВА 2
ОСНОВНЫЕ ВЫЗОВЫ ДЛЯ БЕЛОРУССКОГО ОБЩЕСТВА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Программа разработана на основе статистических данных, научных исследований, актов законодательства с учетом результатов социологического опроса населения, проведенного государственным научным учреждением «Институт социологии Национальной академии наук Беларуси» в 2021 году, а также аналитических материалов, подготовленных Белорусским институтом стратегических исследований.
Патриотизм неразрывно связан с идентичностью, чувством коллективной принадлежности (к стране, народу, этносу) и готовностью действовать во благо страны. Отличительной чертой белорусского патриотизма является фокусировка на настоящем, что делает его основным связующим звеном между образами прошлого и будущего страны. Главными объединяющими белорусское общество факторами выступают место проживания, общие традиции, обычаи, менталитет, гражданство. Быть патриотом – значит любить Беларусь, жить и работать в своей стране для ее благополучия, ценить белорусскую культуру, а также уважать государственную символику Республики Беларусь. «Генетическому коду» белорусского народа присущи взаимное уважение, гуманизм, добросердечность, трудолюбие, сострадание.
В своей жизнедеятельности белорусы опираются на значимые исторические события, составляющие фундамент государственности, выбирая в качестве примеров для подражания исторические личности.
Граждане заинтересованы в сохранении созданного за годы независимости сильного государства-партнера, предоставляющего равные стартовые возможности для самореализации. При этом эффективная реализация в Беларуси социально ориентированной политики привела к тому, что в нынешних условиях наблюдается некоторый объективный дисбаланс между патерналистскими ожиданиями части граждан, не желающих брать на себя ответственность за собственное благополучие, и реальными экономическими возможностями государства.
С 2020 года Республика Беларусь превратилась в арену геополитического противостояния крупных мировых политических игроков, став объектом неприкрытого информационного, политического и экономического давления со стороны западных государств.
Продолжаются попытки насаждения коллаборационистской символики, тенденциозные трактовки моральных и религиозных принципов, навязывание белорусским гражданам несвойственных культурных моделей. Первоочередным объектом деструктивного информационного воздействия является молодое поколение.
Ряд иностранных государств, отвечая на вызовы, связанные с нехваткой высококвалифицированных работников и спадом численности населения, стремится приумножить свой человеческий капитал за счет зарубежных трудовых ресурсов, в том числе из Беларуси.
Некоторые сопредельные с Республикой Беларусь государства продолжают проводить навязчивую политику по отношению к проживающим в Беларуси своим соотечественникам, пытаясь размыть у белорусов чувства гражданственности, принадлежности к своему Отечеству, разделить людей по национальному признаку, сформировать в Республике Беларусь социальные группы, лояльные иностранным государствам.
Угрожающей тенденцией являются попытки деформации исторической памяти посредством умышленного и целенаправленного искажения истории, навязывания чуждых смыслов и интерпретаций, политизации ключевых событий и дат. Вместе с тем вопреки неоднократным попыткам подвергнуть ревизии историю страны центральное место в исторической памяти народа занимает Великая Отечественная война. Ее события вызывают наибольший интерес, День Победы является значимым для большинства граждан. Война воспринимается современниками как тяжелое испытание советского народа, героический подвиг и великая Победа, а вклад белорусского народа в Победу выступает главным предметом национальной гордости.
В настоящее время особому воздействию подвергаются традиционные ценности как основа смыслообразующих жизненных ориентиров белорусского народа. В частности, это проявляется в понижении статуса института брака и духовно-нравственных семейных ценностей, увеличении числа разводов и количества неполных семей, ослаблении связей между поколениями в семье, недостаточной социально-психологической готовности молодежи к семейной жизни и осознанному родительству.
Современные реалии, вызовы и тенденции позволяют определить целевую направленность Программы: создание и практическая реализация комплексной системы мер идейно-теоретического, просветительского и практико-воспитательного характера по формированию духовно-нравственных основ культуры, патриотизма и гражданственности современного человека, отвечающей национально-государственным интересам в сфере социального, культурного, идеологического, духовного развития. Функционирование этой системы должно не только базироваться на традиционных культурно-исторических и нравственных ценностях, но и отвечать тенденциям формирования высокоинтеллектуального общества, коррелировать с достигнутым современным обществом интеллектуально-техническим уровнем развития, соответствовать приоритетам государственной политики.
ГЛАВА 3
ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, СПОСОБЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Цель Программы – совершенствование государственной политики патриотического воспитания населения через формирование национальной идентичности на основе единых ценностей (стремление к мирной и независимой созидательной жизни, справедливость, единство, развитие), гордости за собственную страну, ее историю и культуру, достижения в экономике, науке и спорте, готовности к защите независимости Республики Беларусь.
Задачи Программы:
формирование национальной идентичности – внедрение и утверждение общественно-государственных (национальных) ценностей, формирование нации как единого целого, представленного уникальными традициями и культурой;
духовно-нравственное воспитание – сохранение и обеспечение преемственности традиционных ценностей белорусского общества;
историко-культурное воспитание – популяризация отечественной истории, распространение научно обоснованной информации об историко-культурном наследии, боевых подвигах и трудовых свершениях белорусского народа, важных исторических событиях, памятных местах, их роли и значимости в становлении белорусской государственности;
гражданско-патриотическое воспитание – формирование законопослушного гражданина, человека, осознанно и активно исполняющего свой гражданский долг, привитие глубокого уважения и почитания государственной символики Республики Беларусь;
военно-патриотическое воспитание – формирование физических, духовных качеств, которые позволят быть морально стойкими, готовыми к выполнению конституционной обязанности по защите Отечества;
формирование научно-методологических, методических, нормативных правовых и организационно-технических основ национально-патриотического воспитания – развитие целостной государственной политики национально-патриотического воспитания.
Выполнение задач, определенных Программой, осуществляется через:
формирование национальной идентичности:
осуществление информационно-просветительской работы с целью донесения до населения Беларуси, белорусов, проживающих за рубежом, содержания общественно-государственных ценностей Республики Беларусь;
формирование политической, правовой, моральной, антикоррупционной и этической формы общественного сознания;
обеспечение проведения мероприятий национально-патриотического направления, в том числе приуроченных к государственным праздникам;
повышение уровня знаний о выдающихся личностях белорусского государства;
формирование целостного культурно-языкового пространства, основанного на закрепленном на конституционном уровне двуязычии, поддержке и развитии культур других национальностей, проживающих на территории Республики Беларусь;
формирование осведомленности населения о роли и значении членства Республики Беларусь в Организации Объединенных Наций, Организации Договора о коллективной безопасности, Евразийском экономическом союзе, других международных организациях, а также об участии в строительстве Союзного государства;
духовно-нравственное воспитание:
проведение мероприятий, направленных на укрепление в обществе духовных, культурных и исторических традиций белорусского народа;
содействие утверждению семейных ценностей и активное привлечение семьи к процессу национально-патриотического воспитания;
проведение комплекса мероприятий по ознакомлению широкого круга общественности с ценностями христианской культуры и укреплению в обществе межконфессионального мира;
реализацию современных форм культурно-просветительской деятельности по вопросам воспитания и привитие молодежи общечеловеческих ценностей;
историко-культурное воспитание:
разработку и актуализацию национально-исторической политики;
популяризацию и сохранение национального историко-культурного наследия в Республике Беларусь и мире;
расширение сети объектов историко-культурного наследия, восстановление и реставрацию исторических объектов страны;
проведение мероприятий, направленных на популяризацию исторических мест и выдающихся людей – выходцев из Беларуси;
проведение комплекса мероприятий по результатам расследования Генеральной прокуратурой преступлений фашистов и их пособников в годы Великой Отечественной войны;
гражданско-патриотическое воспитание:
повышение уровня осознанного отношения населения к государственной символике Республики Беларусь;
формирование основ национального самосознания через систему идей о целях белорусского общества и гражданина, средствах их достижения;
организацию торжественных мероприятий, посвященных государственным праздникам (День народного единства, День Независимости Республики Беларусь, День Победы), как основу гражданско-патриотического воспитания;
распространение и внедрение в практику передовых технологий работы по патриотическому воспитанию населения;
формирование уважительного отношения к историческим святыням и памятникам Отечества, родной природе, чувства гордости за отечественные достижения;
военно-патриотическое воспитание:
укрепление престижа службы в Вооруженных Силах Республики Беларусь и правоохранительных органах;
реализацию системы военно-патриотического воспитания и общественного содействия безопасности и обороне Республики Беларусь;
организацию торжественных (памятных) мероприятий, посвященных праздничным дням и памятным датам (День защитников Отечества и Вооруженных Сил Республики Беларусь, День памяти воинов-интернационалистов, профессиональные, в том числе связанные с ознаменованием выдающихся заслуг видов и родов войск Вооруженных Сил Республики Беларусь в защите Отечества, праздничные дни);
осуществление шефства воинскими частями, подразделениями Вооруженных Сил Республики Беларусь, других войск и воинских формирований над учреждениями образования, проведение в них мероприятий гражданско-, героико- и военно-патриотической направленности, профориентационной работы;
развитие военно-прикладного и служебно-прикладного спорта, военного научно-технического творчества и инноваций;
проведение спортивно-патриотических мероприятий с участием широкого круга общественности, посвященных знаменательным датам страны;
организацию деятельности военно-патриотических клубов обучающихся на базе воинских частей, подразделений Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований;
формирование научно-методологических, методических, нормативных правовых и организационно-технических основ национально-патриотического воспитания:
научное обоснование национальной идеи Республики Беларусь;
разработку и реализацию теоретико-методологических научных исследований в области патриотического воспитания населения;
совершенствование и формирование правовой базы в сфере патриотического воспитания;
совершенствование кадровой работы идеологической вертикали;
разработку критериев, параметров эффективности патриотического воспитания населения.
ГЛАВА 4
МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Реализация Программы осуществляется на основе межведомственного, межотраслевого взаимодействия и общественно-государственного партнерства, государственно-частного партнерства в решении задач патриотического воспитания населения.
Исполнителями Программы являются республиканские органы государственного управления и иные государственные организации, подчиненные Совету Министров Республики Беларусь, местные исполнительные и распорядительные органы, организации всех форм собственности, общественные объединения в рамках их компетенций.
Механизмами реализации Программы являются государственные программы, программы деятельности Правительства Республики Беларусь, программы развития отраслей и регионов на пятилетний период, принимаемые (издаваемые) акты законодательства.
Ежегодно всеми заинтересованными в рамках их компетенций разрабатываются и утверждаются соответствующие планы мероприятий по реализации Программы.
Выполнение плана мероприятий по реализации Программы вносится на рассмотрение на коллегиях, совещаниях, заседаниях, советах учреждений образования, собраниях трудовых коллективов. При необходимости осуществляется корректировка должностных обязанностей руководителей и сотрудников всех уровней, отвечающих за идеологическую и воспитательную работу, военно-патриотическое воспитание.
Предусматривается активизация деятельности общественных объединений и формирований при реализации Программы посредством создания общественных советов, организации работы совещательно-консультативных органов, диалоговых площадок.
Координацию и выработку согласованных действий исполнителей, направленных на выполнение задач Программы, осуществляет Республиканский межведомственный координационный совет по патриотическому воспитанию населения Республики Беларусь как центральный постоянно действующий коллегиальный совещательный орган, обеспечивающий:
контроль за реализацией Программы исполнителями;
разработку и внедрение системы отчетности о выполнении соответствующих планов мероприятий основными исполнителями Программы;
мониторинг качества и эффективности реализации Программы и соответствующих планов мероприятий;
подготовку совместно с основными исполнителями ежегодного доклада о состоянии патриотического воспитания населения в Республике Беларусь;
подготовку предложений о совершенствовании патриотического воспитания населения.
Реализация Программы осуществляется в пределах средств, предусматриваемых в установленном порядке в республиканском и (или) местных бюджетах органам государственного управления, иным государственным организациям, подчиненным Совету Министров Республики Беларусь, местным исполнительным и распорядительным органам, а также за счет иных источников, не запрещенных законодательством.
ГЛАВА 5
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
В соответствии с целью Программы ее результатом будут являться целенаправленная государственная политика патриотического воспитания населения, создание условий для консолидации населения Республики Беларусь через формирование национальной идентичности на основе единых национальных ценностей: стремления к мирной и независимой созидательной жизни, справедливости, единства, развития.
Кумулятивным количественным показателем станет численность представителей всех социально-возрастных категорий населения, охваченных мероприятиями Программы.
Показателями результативности реализации Программы выступают:
эффективное функционирование системы межведомственного, межотраслевого взаимодействия и общественно-государственного партнерства в решении задач патриотического воспитания;
повышение уровня ответственности за настоящее и будущее страны у всех возрастных групп населения;
повышение уровня осознанного отношения к выполнению конституционной обязанности по защите Отечества;
повышение интереса представителей всех возрастных групп населения к изучению исторического прошлого Беларуси, в том числе военного, осознание необходимости сохранения памяти об исторических подвигах защитников Отечества;
сформированное у населения уважение и почитание государственной символики Республики Беларусь, уважение к историческим святыням и памятникам Отечества, родной природе, чувство гордости за отечественные достижения;
активное вовлечение института семьи в патриотическое воспитание;
повышение участия представителей всех возрастных групп населения в мероприятиях патриотической направленности, формирование положительной мотивации к участию в социально значимой деятельности, в том числе волонтерской, для решения практических проблем в разных сферах жизнедеятельности страны;
повышение интереса населения к деятельности видных представителей культуры, науки и искусства Беларуси, достижениям отечественных ученых, внесших значительный вклад в развитие науки, а также к отечественной литературе, музыке, искусству, гуманитарным и естественным наукам;
увеличение охвата населения Республики Беларусь мероприятиями (проектами), формирующими патриотические ценностные ориентации;
эффективное функционирование общественных и образовательных организаций по патриотическому воспитанию, а также системы профессиональной ориентации учащихся по их привлечению к работе в различных отраслях отечественной промышленности, системе образования, науки, культуры, спорта, сфере услуг и иной деятельности;
увеличение количества молодежных инициатив, экспериментальных и инновационных проектов по патриотическому воспитанию;
активное участие всех слоев населения в республиканских и областных конкурсах, семинарах, конференциях, выставках, экспозициях, посвященных культурным и историческим событиям, знаменательным датам и видным деятелям Беларуси;
актуализированная правовая база сопровождения и регулирования патриотического воспитания населения в сфере молодежной политики, культуры, образования;
сформированная система непрерывного патриотического воспитания детей и молодежи;
разработанный механизм мониторинга качества и оценки эффективности Программы;
разработанная методика оценки сформированности у различных групп населения патриотических ценностей и ее динамики;
увеличение количества научных исследований и инновационных разработок в сфере патриотического воспитания, сформированность научного знания о теоретико-методологических основах патриотического воспитания населения;
методические рекомендации по организации патриотического воспитания населения, материалы для республиканских информационно-пропагандистских групп;
система информационно-методического обеспечения патриотического воспитания населения;
сформированные сообщества экспертов в сфере патриотического воспитания населения, готовые оказывать консультативно-методическую помощь разным субъектам и группам по вопросам, связанным с патриотическим воспитанием населения, а также осуществлять экспертную оценку направлений патриотического воспитания населения;
подготовленные и внедренные эффективные комплексы учебных и специальных программ, методик и технологий работы по патриотическому воспитанию населения;
информационная база сетевых ресурсов и сервисов для повышения эффективности реализации технологий патриотического воспитания населения;
развитие и систематизация белорусского опыта в сфере патриотического воспитания населения с целью его трансляции и дальнейшего практического использования.
Выполнение показателей результативности реализации Программы также может определяться на основании тематических социологических опросов и исследований.
УТВЕРЖДЕНО Постановление Совета Министров Республики Беларусь 29.12.2021 № 773 |
ПОЛОЖЕНИЕ
о Республиканском межведомственном координационном совете по патриотическому воспитанию населения Республики Беларусь
1. Республиканский межведомственный координационный совет по патриотическому воспитанию населения Республики Беларусь (далее – Совет) создается в целях обеспечения на межведомственном уровне согласованной работы по патриотическому воспитанию населения.
2. Совет является постоянно действующим коллегиальным совещательным органом.
3. Основной задачей Совета является координация взаимодействия республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов, общественных объединений, иных заинтересованных по патриотическому воспитанию населения.
4. Совет в своей деятельности руководствуется Конституцией Республики Беларусь, другими законами, актами Президента Республики Беларусь, иными актами законодательства, в том числе настоящим Положением.
5. Персональный состав Совета определяется Советом Министров Республики Беларусь.
6. Для обеспечения наиболее эффективной деятельности по патриотическому воспитанию населения и решения конкретных задач облисполкомы, Минский горисполком принимают меры по созданию региональных структур Совета.
7. Задачами Совета являются:
анализ эффективности реализации Программы патриотического воспитания населения Республики Беларусь на 2022–2025 годы, утвержденной постановлением, утвердившим настоящее Положение, и принятие мер по ее совершенствованию;
формирование предложений и рекомендаций, направленных на реализацию мероприятий по патриотическому воспитанию;
выявление эффективных моделей и методов патриотического воспитания населения, подготовка предложений по их внедрению в Республике Беларусь.
8. Совет вправе:
запрашивать и получать в соответствии с законодательством у государственных органов, иных организаций информацию о выполнении его решений, а также документы и сведения по вопросам патриотического воспитания населения для принятия решений;
при необходимости приглашать в установленном порядке на заседания Совета для получения информации по рассматриваемым вопросам представителей государственных органов и иных организаций по согласованию с их руководителями;
создавать для рассмотрения отдельных вопросов, входящих в его компетенцию, временные рабочие группы, решения которых являются основой для рассмотрения таких вопросов Советом.
9. Председатель Совета:
руководит деятельностью Совета, распределяет обязанности среди его членов и координирует работу по выполнению членами возложенных на них задач;
дает поручения по подготовке вопросов для рассмотрения на заседаниях Совета, утверждает порядок ведения и повестку дня заседаний;
проводит заседания Совета и подписывает принятые по итогам заседания решения;
осуществляет общий контроль за реализацией решений Совета, а также в пределах возложенных на него задач реализует иные полномочия, предусмотренные настоящим Положением.
В отсутствие председателя Совета его обязанности возлагаются на одного из его заместителей.
10. Секретарь Совета:
организует подготовку материалов, подлежащих рассмотрению на заседаниях Совета, проверяет их полноту и качество;
формирует повестку дня заседания Совета, проект которой после утверждения председателем Совета не позднее чем за десять календарных дней до даты проведения заседания с приложением к нему всех необходимых документов направляет членам Совета;
информирует членов Совета о месте, времени проведения и повестке дня заседания, обеспечивает их необходимыми справочно-информационными материалами;
оформляет протоколы заседаний Совета, представляет их для подписания председателю Совета;
по поручению председателя Совета выполняет иные функции по обеспечению деятельности Совета.
11. Члены Совета:
присутствуют на его заседаниях;
обладают равными правами при обсуждении рассматриваемых вопросов и принятии по ним решений;
участвуют в подготовке материалов Совета, а также проектов его решений в пределах своих полномочий с учетом возложенных обязанностей, вносят свои предложения;
участвуют в обсуждении, излагают свою позицию по рассматриваемым вопросам и участвуют в голосовании во время принятия решений;
способствуют в пределах компетенции выполнению возложенных на Совет задач и реализации его решений;
при несогласии с принятым Советом решением вправе прилагать к нему свои обоснованные возражения в письменном виде.
12. Заседания Совета проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в полугодие.
13. Совет правомочен принимать решение при условии присутствия на заседании не менее половины от общего числа его состава.
14. На заседания Совета могут быть приглашены руководители организаций, общественных объединений и иные заинтересованные.
15. Решения Совета принимаются открытым голосованием простым большинством голосов от числа присутствующих на заседании его членов. При равенстве голосов принятым считается решение, за которое проголосовал председательствующий на заседании.
16. Решения Совета по вопросам, входящим в его компетенцию, оформляются протоколами, которые подписываются председателем Совета (заместителем, на которого возложены его обязанности) и секретарем.
17. Решения Совета доводятся до заинтересованных в виде выписок из протоколов секретарем в течение 15 календарных дней с даты проведения заседания.
18. Решения Совета по вопросам, входящим в его компетенцию, подлежат обязательному рассмотрению соответствующими государственными органами и иными организациями.
19. Документы и сведения, подлежащие рассмотрению на заседании Совета, представляются его членами не позднее чем за десять календарных дней до даты проведения заседания.
20. Организационно-техническое и информационное обеспечение деятельности Совета осуществляет Министерство образования.